redBike
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
redBike party 2013 01.12.2013


автор: macoi
 

 

 

 

ТЕСТЫ ВЕЛОКОМПОНЕНТОВ
 

Байк Merida Big Air (2002 г.)

Как то раз мне позвонил хороший приятель и попросил порекомендовать байк-двухподвес за 600$. На мое предложение подумать о хардтейле, где за такие деньги можно рассчитывать пусть на одну, но вполне приемлемую с моей точки зрения вилку и другую навеску, он ответил отказом. Все дело в большой мотоциклетной школе моего друга - там эндуро без задней подвески не бывает. Так возник этот байк - недорогой двухподвес от мериды. Он был совсем мало катан - не успел даже запылиться. И вот недавно, после серии совместных покатушек, удалось взять этот аппарат на тестирование.

Байк это интересен прежде всего тем, что является по сути самым дешевым двухподвесом. За те же деньги можно приобрести вполне приличный хардтейл и не волнуясь носиться на нем по лесам. Тут же был некоторый риск - все таки начальный уровень, производитель явно хотел сэкономить и сделал это. Вопрос в том, на чем сэкономили и насколько это критично.

Первый осмотр дал следующие результаты (байку месяц как из магазина): главная деталь - рама оставила положительные впечатления. Аккуратно проваренные трубы из алюминия 7005, наиболее нагруженные фрагменты выполнены литыми, а возможно даже кованными, предусмотрено два положения для амортизатора, рулевая колонка интегрированная. Размер рамы оказался великоват для меня - 20.5''. Это выражалось в лишних семи сантиметрах длины до руля. Вынос в теме - 12 см. длинны и без подъема. Навеска подобрана в соответствии с правилами, достаточно сказать что переключатель сзади Deore. Седло стоит модное с дыркой, правда ничего дельного такая конструкция не дает - результаты тестов седел можно найти в одном из номеров VeloTEMPO.

Дальнейший осмотр выявил также немало сборочных огрехов. Первое, что было сразу замечено на совместной покатушке - приятель на Big Air все время отставал на свободном ходу. Очевидно, имелись серьезные проблемы с накатом. Сняв колеса на очередном привале и покрутив втулки, выяснили - они перетянуты и при том достаточно сильно. Хватит нескольких сотен километров и конусы будут выщерблены, а шарики получат сколы. Другой сборочный дефект - неравномерная натяжка спиц на заднем колесе. Достаточно хорошенько его приложить о препятствие и оно 'пойдет'. На таких мелочах как плохо подобранная длина рубашек тросов и неправильная установка руля останавливаться не буду - на фоне предыдущих дефектов они звучат как откровенные придирки.

Отрегулировав руль (61см), седло и задний амортизатор под свой вес, я наконец отправился на испытания ходовых качеств... При этом упор был сделан на том, как поведет себя конструкция на извилистой лесной тропе, густо напичканной корнями, и при преодолении оврагов с неровными краями - обычное лесное препятствие. По пути были участки дорог, где можно разогнаться до 55 км/ч, каменистые грейдеры с не профилированными поворотами в конце спуска. Не было только грязи - высохла вся уже давно.

Еще до поездки подумал о том, что качество работы задней подвески будет на голову лучше передней. Все таки пружинный амортизатор с каким ни каким демпфером против эластомерной вилки (писали, что себестоимость таких не превышает 10$). Первые километры пути (лес и грунтовки) ошарашили одинаково жесткой работой как спереди так и сзади. То что вилка почти не реагирует на регулировки еще ерунда, задний амортизатор также не хотел размягчаться. Причину удалось найти сравнительно быстро - переустановка амортизатора в другое положение на раме исправило ситуацию. Теперь байк несколько присел на заднее колесо и стал эластичнее - можно оставаться в седле при катании по корням. Это оказалось очень кстати, потому что сначала у него был просто гигантский дорожный просвет (полных 34 см. до каретки). Сидя в седле, я не мог достать носком до земли. Теперь это стало возможным, хотя и с трудом. Посадка получилась сильно растянутой (эх, надо было прихватить короткий вынос из дома).

Первой проверкой байку была возможность показать себя в прохождении поворота. Тут все в норме если учесть немалую базу - 113 см между осями колес. Байк легко входит в поворот, его можно достаточно быстро перекладывать из стороны в сторону на лесной змейке. Зато при такой езде становится заметной высокая посадка - байк иногда норовит углубиться в поворот. Вызвало напряжение поведение заднего колеса - при крутых виражах оно стремится уйти на больший радиус поворота. На асфальте это выражается в громком хрусте покрышки, а в лесу любой сучок или ветка способны сильно помотать нервы на скорости. Вообще, цепкость шин в повороте не на высоте. В чем причина такого поведения? Возможно, в протекторе, который изобилует мелкими и высокими шашками. В повороте они подламываются, обеспечивая увод в сторону. Насколько это серьезно? Для человека, купившего первый горный вел, эти свойства характера будут малозаметны, особенно если скорость не превышает 25 км/ч.

На больших скоростях возникают и другие напряженные моменты. Передняя вилка начинает гадить от души. После более-менее стабильного поведения на умеренных скоростях, она совсем перестает дэмпфировать, выталкивая вас с траектории. При этом она продолжает смягчать удары, но возвращает всю поглощенную энергию с той же быстротой, с какой она была получена. Собственно демпфирования, как такового и нет, просто на небольших скоростях в эластомерах возникают определенные потери из-за выдавливания и подсоса воздуха, а с ростом скорости он просто не успевает уйти и работает как упругое тело. Такое ее поведение не позволяет сосредоточиться на выборе траектории. Инстинктивно начинаешь оценивать тропу с точки зрения вилки, дабы предсказать ее поведение. Похожим образом она ведет себя и на гребенке - все вибрации передаются на руки. После нескольких опытов преодоления крутых склонов со ступенчатыми уступами понял, каким героем был Саня, когда скатывал туда за мной с моей Psylo на такой вилке. Масса впечатлений, но так чувствует себя футбольный мяч на кубке мира.

А как дела со скоростью? И тут без особых проблем и открытий. Можно уверенно набирать и держать ее на приличном уровне. Задняя подвеска не съедает лишнего, а вес байка, по субъективным впечатлениям, не превышает 14 кг. Вот только маневрировать, когда за 40, непросто - сказывается растянутая рама и гироскопический эффект быстровращающихся масс колес. Байк просто не хочет ни поворачивать, ни отклоняться от прямолинейной траектории.

А тормозить? Вот с этим не все в порядке. Виной тому чрезмерно мягкий материал штатных колодок в V-brake. Все мои попытки поставить байк на переднее колесо закончились неудачей. Колесо тормозится нехотя, колодки как бы притираются к ободу каждый раз. Так что простой отрыв заднего колеса уже был большим успехом. Такая вязкость тормозов не позволяет быстро осаживать байк, затрудняет контроль при управляемом заносе. Но для начинающего такие тормоза покажутся более 'правильными' - работают мягко и без неожиданностей.

Подвожу итоги. Байк стоит своих денег. В первую очередь это относится к раме и компонентам. Тут придраться практически не к чему. А вот вилка - серьезный ограничительный фактор для тех, кто не собирается всегда катать на умеренных скоростях. Именно она, а также покрышки, ограничивают комфортный скоростной диапазон пределом в 25 км/ч. Большие скорости доступны, но на относительно ровной местности. Подвеска предпочитает иметь дело с препятствиями среднего размера и не очень частыми. Другой особенностью этого байка является его восприимчивость к апгрейду. То есть, навесив на раму более продвинутые детали можно изменить его поведение в лучшую сторону. При этом, изменения не будут выделяться на фоне рамы.

Первой на замену безусловно просится вилка - ее трубы уже немного 'ходят' в кольцах. Достаточно заменить ее на любой пружинный агрегат с масляной ванной и байк решится на многие, до этого невозможные вещи. Задний амортизатор также неплохо бы подогнать к новой передней подвеске. Похоже, что штатный имеет некоторое сопротивление при ходе сжатия. Даже при самой мягкой настройке, на скорости он начинает дубеть. Грипсы на руле быстро рвутся, их можно заменить на более 'хваткие'. На штатных рука заметно гуляет. И, конечно, тормоза. Тут можно ограничиться заменой колодок на какую ни будь проверенную картриджную конструкцию.

Можно продолжить и дальше, но это, пожалуй, каждый сделает сам...

РАМА - Merida Big Air
ВИЛКА - Suntour XCR-E, 75 мм
ЗАДНИЙ АМОРТИЗАТОР - RST-22
ВТУЛКИ - alloy / Shimano Alivio
ОБОДА - Alex G-3000
ПОКРЫШКИ - Maxxis Harddrive
РУЛЬ - IKE Lite-Rise, alloy
ВЫНОС - IKE Lite-Close, alloy
МАНЕТКИ - Shimano Alivio
ПЕРЕДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ - Shimano Alivio
ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ - Shimano Deore
ТОРМОЗА - IKE-B34
ТОРМОЗНЫЕ РУЧКИ - Shimano Alivio
КАССЕТА - Shimano CS-HG50-I-8
СИСТЕМА - Truvativ X-Forge 42/32/22
ПЕДАЛИ - VP-120A
ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ - IKE, 27.2
СЕДЛО - IKE-C1

Павел Виноградов

17 сентября 2002 г.

(c) redBike