redBike
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
Форма redBike 2011 30.11.2010


автор: Aha
 

 

 

 

ТЕСТЫ ВЕЛОКОМПОНЕНТОВ
 

Передний амортизатор (вилка) Manitou Skareb Elite (2004 г.)

Когда речь заходит о топовых кантрийных вилках-воздушках, большинство знающих (или почитающих себя таковыми) байкеров сразу же делятся на две категории. Одни обожествляют "старый добрый Сид" в лице Rock Shox SID различных версий (отдавая предпочтение, конечно, самым дорогим типа World Cup или Team), другие - видимо, почитатели прогресса, - уверяют, что нет другого бога кроме Fox Racing Shox, и вилки серии F - пророки его. О Manitou Skareb упоминает примерно такой же процент наших кантрийцев, какой составляет общество буддистов на территории нашей Отчизны. В общем, как-то не очень любят наши байкеры этих Скарабеев*. Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление за два года изучения кантрийного вопроса.

А поскольку я с давних лет уже с предубеждением отношусь к христианской теософии, то свой выбор совершенно осознанно сделал в пользу "буддийской" Manitou Skareb. Свою роль сыграло и то, что я в свое время прокатился на байке с установленной на нем Manitou Mars - предшественника современного Skareb. Вилка очень понравилась.

Первая из топовых = бюджетная
Денег было мало, поэтому пришлось брать самую начальную версию - Skareb Elite с 80 мм хода. От более продвинутых Скарабеев она отличается, прежде всего, конструкцией демпфера - здесь установлен не фирменный TPC (Twin Piston Chamber), простенький Fluid Flow с единственной регулировкой скорости сопротивления отскоку. Разумеется, как и у любой другой воздушной вилки есть возможность установки прелоада - накачкой воздушной пружины через стандартный клапан Шредера.

К слову, Skareb не является в чистом виде воздушкой. В левой ноге вилки, кроме собственно воздушной камеры, есть также и небольшая витая металлическая пружина, которая выполняет роль, сходную с ролью негативной камеры в Сиде, - обеспечивает большую чувствительность вилки на малых ходах. Известно, что чистокровные воздушки с одной воздушной камерой на малых ходах более дубоватые, чем "чисто пружинные" вилки или вилки с комбинированными пружинами.

В остальном вилка достаточно типична для кантрийных воздушек. Алюминиевые анодированные ноги (достаточно тонкие на сегодняшний день - всего 1 1/8 дюйма = 28,6 мм, - особенно если сравнивать с 32-мм ногами кантрийных Fox-ов), кованная корона, алюминиевый рулевой шток и магниевые штаны. Крепления есть и под дисковые тормоза (разумеется, стандарта PostMount 74 мм), и под ви-брейки.

Работаем как можем
Впечатление от работы вилки вначале сложилось не очень. Во-первых, насторожило очень большое усилие страгивания в начале хода вилки. Однако уже вторая неделя эксплуатации не оставила от этого "недостатка" камня на камне. Очевидно, сальникам нужно было просто приработаться - моя Fox Vanilla такой "обкатки" не требовала. О "дубовых сальниках", кстати, меня предупреждали некоторые владельцы Скаребов. Также они предупреждали, что по какой-то непонятной причине первые пару недель вилка будет стравливать воздух, но потом (каким-то чудом, не иначе) перестанет безобразничать. Не знаю, не знаю, я как раз накачал ее под свой вес - так больше и не трогал ни разу за три месяца, и давление, судя по сэгу, не упало ни на бар.

Следующее наблюдение из разряда приятных. Вилка просто замечательно обрабатывает мелочь. Собственно, об этом уже не раз писали, в том числе и на нашей иконе MTB-ревью - www.MTBR.com. Но пока не проверил своими руками - сомневался. Однако да, вилка отлично работает на мелочи. По-моему, даже не хуже чем великолепный в этом плане SID. Во всяком случае, за те 15 мин., что мне удалось покатать на новеньком SID Race (на чужом байке, конечно), я не заметил разницы в работе на мелочи между вилками Manitou и Rock Shox.

А вот когда начинаются крупные неровности, Manitou уступает пальму первенства своему конкуренту (тоже, кстати, начальному из топовой линейки). Характерный "привкус" работы Скарабея в том, что усилие сопротивление воздушной пружины каким-то невероятным образом остается почти линейным в основной фазе хода (после 1…2 см и до конца). Поэтому ближе к предельным 74 мм (на больше она не ходит, так что не слушайте продавцов и не смотрите на бирку с 80 мм) своего хода вилка остается такой же чуткой, отзывчивой и… слишком, слишком мягкой. На хорошем расколбасе с волнами пробить выставленную точно под твой вес Skareb не представляет труда даже мне с моими невеликими 67 кг веса. А накачивание сверх меры уменьшает сэг (хотя и ненамного, на 3-4 мм) и, что более неприятно, формирует резкое нарастание усилия в начале хода вилки. Очевидно, там, где заканчивается работа слабенькой витой пружины и вступает в дело воздушная. И все равно - на волнах все равно абсолютно не чувствуется прогрессивности в работе вилки. Она остается невозмутимо линейной почти до отбоя. Мне это как-то не очень по душе.

Регулировка скорости отскока работает как положено - изменяет характер обратного хода от "стреляю" до "тащусь". Два нарекания есть к расположению регулятора и диапазону его вращения. Во-первых, расположение "крутилки" на верху ноги (как на Фоксах) гораздо удобнее, а во-вторых, даже незначительный поворот регулятора очень прилично изменяет отскок, так что настраивать вилку нужно очень аккуратно.
Любимую нашу отечественную кантрийную тему торсионной жесткости вилки (пожалуй, по популярности она уступает только теме "катимости" рамы) я осветить не смогу, так как не пользуюсь дисковыми тормозами. Поперечной же жесткости ног при работе ви-брейков более чем достаточно для ювелирного дозирования тормозного усилия - у меня очень хорошие ви-брейки, так что я знаю о чем говорю.

Итого
В целом я вилкой доволен. Вешу я немного, действительно серьезных ударов судьбы о корни деревьев моему Скарабейчику выдерживать не приходится, а пресловутая "линейность" работы и излишняя мягкость, в общем-то, не мешают. Однако чем больше катаюсь в гору, тем чаще задумываюсь о смене на что-то менее раскачивающееся. К сожалению, механизмом блокировки с выносом на руль комплектуются только вилки Manitou Skareb с демпфером TPC. А это значит, что следующей вилкой, возможно, станет модель Skareb Super. Я по-прежнему либерален к буддистам.

Norcoroman

* Я знаю, что "скарабей" по-английски пишется как scarab, а не skareb.

9 июня 2005 г.

(c) redBike

 
Отзывы на mtbr.com (рейтинг 3.83 / 5 при 12 ревю)